Страница главного редактора
Цель. Провести мониторинг состояния и тенденций в развитии донорства и трансплантации органов в РФ по данным 2017 г.
Материалы и методы. Проведено анкетирование руководителей центров трансплантации. Выполнен сравнительный анализ полученных данных в динамике лет, между отдельными субъектами РФ, центрами трансплантации.
Результаты. По данным регистра, в 2017 г. в РФ функционировали всего 41 центр трансплантации почки, 24 – печени и 16 – сердца. Лист ожидания трансплантации почки в 2017 г. включал 5531 потенциального реципиента, что составляет примерно 13,8% от общего числа 40 000 пациентов, получающих диализ. Уровень донорской активности в 2017 г. составил 3,8 на 1 млн населения, при этом доля мультиорганных изъятий составила 66,5%, среднее число органов, полученных от одного эффективного донора – 2,8. В 2017 г. уровень трансплантации почки составил 8,0 на 1 млн населения, показатель трансплантации печени – 3,0 на 1 млн населения; показатель трансплантации сердца – 1,7 на 1 млн населения. В 2017 году число трансплантаций в РФ увеличилось на 11,3% по сравнению с 2016 годом. На территории Москвы и Московской области функционирует 11 центров трансплантации и выполняется половина от всех трансплантаций почки и 70% от всех трансплантаций печени и сердца. Число пациентов с трансплантированными органами в РФ приближается к 13 000.
Заключение. В РФ наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа эффективных доноров и числа трансплантаций органов, а также увеличивается число центров трансплантаций. За последние годы в стране созданы предпосылки для развития донорства и трансплантации органов: нормативно-правовая и методическая база, государственное финансирование донорства, материально-техническая база и др. В ближайшие годы потребуется распространить положительный опыт и организационные модели донорства и трансплантации органов из успешных регионов в другие субъекты РФ для выстраивания эффективных программ. Ведущую роль в этом процессе должен играть НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова.
Клиническая трансплантология
Введение. Отдельные центры успешно выполняют ТС от доноров со сниженной фракцией изгнания ЛЖ (ФИ ЛЖ). Цель исследования: оценка результативности ТС от доноров с ФИ ЛЖ <40%.
Материалы и методы. В исследование включили 18 реципиентов (14 мужчин и 4 женщины, возраст от 29 до 59 (42,9 ± 2,7) лет), которым была выполнена ТС от доноров с ФИ ЛЖ <40%. Неотложность выполнения ТС соответствовала 1А-B (n = 16) и 2 (n = 2) статуса UNOS. У 11 (55,6%) пациентов применили предтрансплантационную механическую поддержку кровообращения: периферическая вено-артериальная экстракорпоральная мембранная оксигенация (ВА ЭКМО).
Результаты исследования. Для ТС использовали сердца от доноров (13 мужчин и 5 женщин, возраст от 22 до 57 (39,1 ± 3,0) лет), причиной смерти которых явилось травматическое (n = 3) и нетравматическое (n = 15) повреждение головного мозга. Наибольшая за время наблюдения симпатомиметическая терапия – норадреналин 433 ± 46,2 нг/кг/мин (n = 14) и допамин 5,6 ± 2,5 мкг/кг/мин (n = 4). Лабораторные показатели крови сердечного донора: Нb 11,5 ± 0,7 г/л, общий белок 72 ± 14 г/л, натрий 139 ± 3 ммоль/л, тропонин I 0,3 ± 0,2 нг/мл, КФК МВ 98 ± 18 Ед./л. Данные ЭХОКГ-исследования сердечного донора: ФИ ЛЖ 22–39 (35,3 ± 4,3)%, диффузный гипокинез стенок ЛЖ (n = 10), локальные нарушения сократимости ЛЖ (n = 8). Продолжительность ишемии миокарда сердечного трансплантата составила 151 ± 27 мин. У 16 из 18 реципиентов наблюдали неосложненное течение послеоперационного периода. Продолжительность лечения в условиях ОРИТ составила 7,7 ± 1,3 суток. Все (100%) реципиенты сердца были выписаны из стационара.
Заключение. Собственный опыт демонстрирует возможность результативного выполнения ТС от доноров с ФИ ЛЖ <40%. В большинстве наблюдений систолическая функция сердечного трансплантата нормализуется в ранний период после трансплантации сердца.
Цель. Оценить ранние и отдаленные результаты трансплантаций сердца (ТС) у пациентов до 18 лет, выполненных в ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России.
Материалы и методы. С апреля 2011-го по сентябрь 2017 г. выполнено 5 ортотопических ТС реципиентам (все женского пола) от взрослых доноров. Медиана возраста составила 15 лет (10–16), фракция выброса левого желудочка до ТС – 17% (10–33%). Причинами развития хронической сердечной недостаточности были в двух случаях дилатационная кардиомиопатия и по одному случаю – некомпактного миокарда, аритмогенной дисплазии правого желудочка и аномалии Эбштейна. Длительность нахождения в листе ожидания ТС – 76 дней (12–684). Одной пациентке в качестве «моста к ТС» была имплантирована бивентрикулярная система экстракорпоральной механической поддержки кровообращения Berlin Heart EXCOR (250 суток). По результатам коронароангиографии только в одном случае было выявлено атеросклеротическое поражение сосудов у донора, в связи с чем ТС была выполнена одновременно с аортокоронарным шунтированием. Все реципиенты получали стандартную иммуносупрессивную терапию такролимусом, препаратами микофеноловой кислоты, глюкокортикостероидами. Индукция была выполнена у четырех пациентов антитимоцитарным глобулином, у одного – базиликсимабом. Проведена ретроспективная оценка лабораторно-инструментальных исследований и частоты развития осложнений в посттрансплантационном периоде.
Результаты. Медиана времени наблюдения после ТС составила 35,9 месяца (4,4–73,7). Пациенты находились в отделении реанимации 12 суток (4–18), а одна пациентка – 18 суток, в связи с развитием синдрома обратимой лейкоэнцефалопатии (PRES), что потребовало замены такролимуса на циклоспорин. Инотропная поддержка в послеоперационном периоде проводилась в течение 3 суток (3–8). Через один год после ТС показатели ЭхоКГ были в норме. По результатам кардиореспираторного теста к одному году после ТС пиковое потребление кислорода (VO2peak) достигло нормальных значений. По результатам ЭМБ (n = 48) клинических проявлений отторжения не было, острый криз клеточного отторжения (R2) был диагностирован в 12,5% случаев. В отдаленном периоде значимых осложнений не наблюдалось.
Выводы. Выполнение ТС является эффективным методом лечения терминальной ХСН в детском возрасте. Кризов отторжения с дисфункцией трансплантата на фоне комбинированной иммуносупрессивной терапии не было. У всех пациентов произошло полное восстановление трудоспособности, возобновлена образовательная деятельность.
Трансплантация сердца и вспомогательное кровообращение
Цель. Оптимальное время начала лечения гемодиализом (ГД) остается неопределенным. Создание шкалы для оценки рисков для пациента, начинающего диализ, поможет в принятии решения о сроках его начала.
Методы. По данным регистра пациентов на заместительной почечной терапии проанализированы результаты лечения 1856 пациентов, начавших диализ в 2009–2016 гг. Случайным образом их разделили в соотношении 1:1 на группу разработки и группу подтверждения для создания прогностической шкалы оценки вероятности летального исхода при лечении программным гемодиализом (шкала START). При этом учитывали модифицируемые и немодифицируемые факторы риска. В серии регрессионных моделей с одной переменной в группе разработки шкалы мы оценивали риски смерти, связанные с доступными для анализа модифицируемыми и немодифицируемыми параметрами. Среди них значимыми оказались возраст, расчетная скорость клубочковой фильтрации (рСКФ), уровни фосфатов, общего кальция, гемоглобина, индекс коморбидности Чарлсон, наличие сахарного диабета, экстренность старта диализа. Пол, уровни натрия, калия, артериального давления не оказали влияния на выживаемость. Близкие по величине риски были преобразованы в баллы шкалы.
Результаты. Шкала START продемонстрировала высокую предсказательную ценность в отношении риска смерти: AUC 0,82 (95% ДИ 0,79–0,85) для группы разработки шкалы и 0,79 (95% ДИ 0,74–0,84) для группы подтверждения (для обеих p < 0,001). Для точки отсечения 7–8 баллов чувствительность метода составила 81,1%, специфичность 69,9% для группы разработки и 78,9 и 67,9% соответственно – для группы подтверждения. Мы подтвердили близкие значения выживаемости пациентов в обеих группах для низких, средних и высоких значений шкалы START. Различия в выживаемости для подгрупп с тремя уровнями шкалы были близкими для групп разработки и подтверждения: критерий Wilcoxon = 8,78 (p = 0,02) vs 15,31 (p < 0,001) при сравнении выживаемости подгрупп низких и средних величин шкалы и 25,18 (p < 0,001) vs 39,21 (p < 0,001) при сравнении выживаемости подгрупп средних и высоких величин шкалы.
Заключение. Разработанная шкала START, включающая модифицируемые факторы риска, продемонстрировала хорошую предсказательную ценность в отношении 5-летней летальности и может использоваться при принятии решения о времени старта диализа.
Цель. Оценка функционирования имплантируемого детского осевого насоса «ДОН-3» для обхода левого желудочка сердца в экспериментах на баранах.
Материалы и методы. Пяти баранам в возрасте 12–18 месяцев выполнена паракорпоральная установка детского осевого насоса «ДОН-3» по схеме «левый желудочек – аорта».
Результаты. Разработана методика и проведены 5 хронических экспериментов на баранах по оценке макета детского осевого насоса «ДОН-3». Длительность экспериментов в данной серии составляла в среднем 9 ± 5 суток. Основные показатели гемодинамики, кислотно-щелочного равновесия находились в пределах нормы. Проведенные морфологические и гистологические исследования почек, печени и легких не выявили наличия зон ишемии и тромбоэмболии.
Заключение. Результаты данной серии экспериментов показали удовлетворительные результаты, предполагающие проведение дальнейших исследований по разработке опытных образцов детского насоса для клинической практики.
Клинические наблюдения
Регенеративная медицина и клеточные технологии
Цель работы – разработка методов получения культур островковых клеток (ОК) с целью дальнейшего их использования в качестве клеточного компонента тканеинженерной конструкции поджелудочной железы (ПЖ). В качестве источника культур ОК была выбрана ПЖ новорожденных кроликов как доступная и хорошо изученная донорская модель.
Материалы и методы. Культуры ОК выделяли из ПЖ 1–3-дневных новорожденных кроликов. Изменения, происходящие в процессе культивирования панкреатической ткани, фиксировали с помощью инвертированного микроскопа и биостанции. Морфологический анализ образцов культур проводили с использованием гистологических и специфических иммуногистохимических методов. Инсулинпродуцирующую активность культур определяли с помощью иммуноферментного анализа.
Результаты. Получены три основных типа культур: флотирующие островковоподобные, имеющие органотипический характер, суспензионные, имеющие цитотипический характер, и однослойные, состоящие из прогениторных клеток протокового происхождения. Бóльшая морфологическая сохранность и адекватная инсулинпродуцирующая способность была выявлена у флотирующих островковоподобных культур.
Заключение. По своим морфофункциональным свойствам флотирующие островковоподобные культуры, полученные из ПЖ новорожденных кроликов, могут быть использованы в качестве основного клеточного компонента экспериментальной модели ТИК ПЖ.
Целью работы явилось исследование биосовместимых и матриксных свойств образцов полилактидных губок как потенциальных материалов при создании имплантируемых медицинских изделий, клеточно- и тканеинженерных конструкций.
Материалы и методы. Биосовместимость полилактидных губок в виде пористых дисков (ПД ПЛА), полученных методом лиофилизации, оценивали in vitro методами УФ-спектроскопии, рН-метрии, по цитотоксичности относительно фибробластов мыши NIH/3T3 при культивировании в статических условиях. При исследовании биосовместимости in vivo использовали метод подкожной имплантации образцов крысам. Матриксные свойства ПД ПЛА (способность поддерживать адгезию и пролиферацию клеток) исследовали с использованием мезенхимальных стволовых клеток жировой ткани человека (МСК ЖТч), культивируемых в проточном биореакторе.
Результаты. В условиях проведенных экспериментов in vitro полилактидные губки, полученные методом лиофильной сушки, соответствуют требованиям, предъявляемым к биосовместимым медицинским изделиям, по показателям изменения рН и оптической плотности водного экстракта из ПД ПЛА, а также по цитотоксичности образцов относительно фибробластов мыши NIH/3T3. При культивировании МСК ЖТч в гепатогенной среде в присутствии ПД ПЛА наблюдается активная адгезия и пролиферация МСК ЖТч как на поверхности, так и в объеме пористого матрикса. Вместе с тем при подкожной имплантации образцов процесс резорбции ПД ПЛА сопровождается асептической воспалительной реакцией тканей, прилегающих к имплантату.
Заключение. Таким образом, следует с большой осторожностью по положительным результатам исследований in vitro биологической безопасности и матриксных свойств имплантатов рекомендовать их для создания биомедицинских клеточно- и тканеинженерных конструкций. Показана необходимость предварительного изучения биомеханических характеристик имплантата.