Preview

Вестник трансплантологии и искусственных органов

Расширенный поиск

ГЕПАРИН-ИНДУЦИРОВАННАЯ ТРОМБОЦИТОПЕНИЯ У ПАЦИЕНТА ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ПЕЧЕНИ

https://doi.org/10.15825/1995-1191-2018-1-114-119

Полный текст:

Аннотация

Широкое применение гепарина в качестве антикоагулянта привело к формированию проблемы гепарининдуцированной тромбоцитопении (ГИТ). На современном этапе число различных направлений хирургической практики, в которых приходится сталкиваться с этим грозным осложнением, увеличивается. Представлен собственный опыт диагностики ГИТ у молодого пациента после трансплантации печени в НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, который позволил вовремя установить причину массивного тромбообразования, выполнить ретрансплантацию печени, исключив использование гепарина, и сохранить жизнь пациенту.

Об авторах

М. Ш. Хубутия
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия
Москва


С. В. Журавель
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия
Москва


Н. К. Кузнецова
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия

Кузнецова Наталия Константиновна

129090, Москва, Большая Сухаревская площадь, д. 3, к. 5



Е. В. Клычникова
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия
Москва


Л. В. Донова
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы»
Россия
Москва


Список литературы

1. Kelton JG, Warkentin TE. Heparin-induced thrombocytopenia: a historical perspective. Blood. 2008; 112 (7): 2607–2616. doi: 10.1182/blood-2008-02-078014.

2. Weismann RE, Tobin RW. Arterial embolism occurring during systemic heparin therapy. AMA Arch. Surg. 1958; 76 (2): 219–225. PMID:13497418.

3. Natelson EA, Lynch EC, Alfrey CPJr, Gross JB. Heparininduced thrombocytopenia. An unexpected response to treatment of consumption coagulopathy. Ann. Intern. Med. 1969; 71 (6): 1121–1125. PMID:5391254.

4. Rhodes GR, Dixon RH, Silver D. Heparin induced thrombocytopenia with thrombotic and hemorrhagic manifestations. Surg. Gynecol. Obstet. 1973; 136 (3): 409–416. PMID:4688805.

5. Brieger DB, Mak KH, Kottke-Marchant K, Topol EJ. Heparininduced thrombocytopenia. J. Am. Coll. Cardiol. 1998; 31 (7): 1449–1459. PMID:9626819.

6. Jang IK, Hursting MJ. When heparins promote thrombosis: review of heparin-induced thrombocytopenia. Circulation. 2005; 111 (20): 2671–2683. doi:10.1161/CIRCULATIONAHA.104.518563.

7. Warkentin TE, Kelton JG. A 14-year study of hep-arininducedthrombocytopenia. Am. J. Med. 1996; 101 (5): 502–507. PMID:8948273.

8. Motokawa S, Torigoshi T, Maeda Y, Maeda K, Jiuchi Y, Yamaguchi T et al. IgG-class anti-PF4/heparin antibodies and symptomatic DVT in orthopedic surgery patients receiving different anti-thromboembolic prophylaxis therapeutics. BMC Musculoskelet. Disord. 2011; 12: 22. doi: 10.1186/1471-2474-12-22.

9. Warkentin TE, Kelton JG. Temporal aspects of heparin-induced thrombocytopenia. N. Engl. J. Med. 2001; 344 (17): 1286–1292. doi:10.1056/NEJM200104263441704.

10. Warkentin TE, Kelton JG. Delayed-onset heparin-induced thrombocytopenia and thrombosis. Ann. Intern. Med. 2001; 135 (7): 502–506. PMID:11578153.

11. Greinacher A, Pötzsch B, Amiral J, Dummel V, Eichner A, Mueller-Eckhardt C. Heparin-associated thrombocytopenia: isolation of the antibody and characterization of a multimolecular PF4-heparin complex as the major antigen. Thromb. Haemost. 1994; 71 (2): 247–251. PMID:8191407.

12. Gosselin RC, Dager WE, King JH, Janatpour K, Mahackian K, Larkin EC et al. Effect of direct thrombin inhibitors, bivalirudin, lepirudin, and argatroban, on prothrombin time and INR values. Am. J. Clin. Pathol. 2004; 121 (4): 593–599. doi:10.1309/D79K-4YG7-8NTN-YY38.

13. Messerli AW, Askari AT, Lincoff AM. Management strategies in antithrombotic therapy. Chichester, England; Hoboken, N.J.: John Wiley, 2007: 350. doi: 10.1002/9780470518137.fmatter.

14. Warkentin TE, Levine MN, Hirsh J, Horsewood P, Roberts RS, Gent M et al. Heparin-induced thrombocytopenia in patients treated with low-molecularweight heparin or unfractionated heparin. N. Engl. J. Med. 1995; 332 (20): 1330–1335. doi:10.1056/NEJM199505183322003.

15. Warkentin TE, Greinacher A. So, does low-molecularweight heparin cause less heparin-induced thrombocytopenia than unfractionated heparin or not? Chest. 2007; 132 (4): 1108–1110. doi:10.1378/chest.07-1553.

16. Arepally GM, Ortel TL. Clinical practice. Heparin-induced thrombocytopenia. N. Engl. J. Med. 2006; 355 (8): 809–817. doi:10.1056/NEJMcp052967.

17. Datta I, Ball CG, Rudmik L, Hameed SM, Kortbeek JB. Complications related to deep venous thrombosis prophylaxis in trauma: a systematic review of the literature. J. Trauma Manag. Outcomes. 2010; 4: 1. doi: 10.1186/1752-2897-4-1.

18. Warkentin TE, Sheppard JA, Sigouin CS, Kohlmann T, Eichler P, Greinacher A. Gender imbalance and risk factor interaction in heparin-induced thrombocytopenia. Blood. 2006; 108 (9): 2937–2941. doi:10.1182/blood-2005-11-012450.

19. Warkentin TE. Heparin-induced thrombocytopenia: pathogenesis and management. Br. J. Haematol. 2003; 121 (4): 535–555. PMID:12752095.

20. Linkins L, Dans AL, Moores LK, Bona R, Davidson BL, Schulman S et al. Treatment and prevention of heparininduced thrombocytopenia: Antithrombotic therapy and prevention of thrombosis, 9th ed: American College of Chest Physicians evidence-based clinical practice guidelines. Chest. 2012; 141 (2, Suppl.): 495–530. doi: 10.1378/chest.11-2303.

21. Greinacher A, Warkentin TE. Risk of Heparin-induced thrombocytopenia in patients receiving thromboprophylaxis. Exp. Rev. Hematol. 2008; 1 (1): 75–85. doi: 10.1586/17474086.1.1.75.

22. Warkentin TE, Sheppard JA, Horsewood P, Simpson PJ, Moore JC, Kelton JG. Impact of the patient population on the risk for Heparin-induced thrombocytopenia. Blood. 2000; 96 (5): 1703–1708. PMID:10961867.

23. Lo GK, Juhl D, Warkentin TE, Sigouin CS, Eichler P, Greinacher A. Evaluation of pretest clinical score (4 T’s) for the diagnosis of Heparin-induced thrombocytopenia in two clinical settings. J. Thromb. Haemost. 2006; 4 (4): 759–765. doi:10.1111/j.1538-7836.2006.01787.x.

24. Бокерия ЛА, Чигерин ИН. Гепарининдуцированная тромбоцитопения (современное состояние проблемы). М.: Изд. НЦССХ им. А.Н. Бакулева, 2007: 96.

25. Fimognari FL, Violi F. Portal vein thrombosis in liver cirrhosis. Intern. Emerg. Med. 2008; 3 (3): 213–218. doi: 10.1007/s11739-008-0128-0.

26. Francoz C, Belghiti J, Vilgrain V, Sommacale D, Paradis V, Condat B et al. Splanchnic vein thrombosis in candidates for liver transplantation: usefulness of screening and anticoagulation. Gut. 2005; 54 (5): 691–697. doi:10.1136/gut.2004.042796.

27. Okuda K, Ohnishi K, Kimura K, Matsutani S, Sumida M, Goto N et al. Incidence of portal vein thrombosis in liver cirrhosis. An angiographic study in 708 patients. Gastroenterology. 1985; 89 (2): 279–286. PMID:4007419.

28. Андрейцева ОИ, Журавель СВ, Донова ЛВ, Джаграев КР, Чжао АВ. Профилактика и лечение сосудистых осложнений после трансплантации печени. Трансплантология. 2012; (1–2): 33–37.

29. Ogren M, Bergqvist D, Björck M, Acosta S, Eriksson H, Sternby NH. Portal vein thrombosis: prevalence, patient characteristics and lifetime risk: a population study based on 23,796 consecutive autopsies. World J. Gastroenterol. 2006; 12 (13): 2115–2159. PMID:16610067.


Для цитирования:


Хубутия М.Ш., Журавель С.В., Кузнецова Н.К., Клычникова Е.В., Донова Л.В. ГЕПАРИН-ИНДУЦИРОВАННАЯ ТРОМБОЦИТОПЕНИЯ У ПАЦИЕНТА ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ПЕЧЕНИ. Вестник трансплантологии и искусственных органов. 2018;20(1):114-119. https://doi.org/10.15825/1995-1191-2018-1-114-119

For citation:


Hubutija M.S., Zhuravel’ S.V., Kuznetsova N.K., Klychnikova Е.V., Donova L.V. HEPARIN-INDUCED THROMBOCYTOPENIA IN PATIENT POST LIVER TRANSPLANTATION. Russian Journal of Transplantology and Artificial Organs. 2018;20(1):114-119. (In Russ.) https://doi.org/10.15825/1995-1191-2018-1-114-119

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-1191 (Print)
ISSN 2412-6160 (Online)